Основные способы действия дистанционных мошенников
В современных реалиях преступники обладают обширным комплексом способов введения законопослушных граждан в заблуждение с целью завладения их денежными средствами.
Новейшие технологии, которыми располагают мошенники, позволяют видоизменять телефонный номер входящего звонка, использовать телефонные номера государственных учреждений и правоохранительных органов (подмена номера), использовать функцию подмены голоса (используется голос известных лиц, руководителей государственных учреждений, правоохранительных органов, родственников, друзей знакомых)
С помощью специальных программ копируют (подменяют) голос, записывают необходимые сообщения, тем самым вводят в заблуждение (путем обнаружения в общем доступе видезаписей, получение записей голоса после разговора по телефону, взлом аккаунтов, доступ к голосовым сообщениям и др.).
Чтобы противостоять этому способу нужно подключать ум и логику (улавливать речевые обороты, оценивать ситуацию и повод звонка, сопоставлять факты, проверять информацию).
Мошенники представляются сотрудниками банковских учреждений, полиции, органов прокуратуры, ФСБ, Центрального Банка России и под предлогом предостережения граждан от совершения преступлений, защиты их прав высказывают требования о переводе денежных средств, либо сообщают о подозрительной активности на лицевых счетах, предлагают осуществить перевод денежных средств на указанный ими номер.
Также, могут сообщить, что денежные средства в опасности и их необходимо снять со счета и положить на счет, указанный мошенниками.
Граждане вступают в диалог, их переключают между разными мошенниками, якобы для того, чтобы разобраться в ситуации, при этом все время давят, в том числе авторитетом, говорят о том, что срочно и быстро нужно спасти свои сбережения иначе будет поздно, настраивают против банка. Говорят много, быстро с соответствующей интонацией. Зачатую пострадавшие говорят, что перестают понимать, что происходит и просто начинают выполнять указания мошенников.
помощь близкому родственнику, попал в аварию, кого-то сбил, нужны деньги на лечение или для не привлечения к ответственности;
звонок от менеджера инвестиций, чтобы заработать денежные средства нужно положить их на счет на специальном сайте. Далее, чтобы вернуть деньги необходимо выполнить указания неустановленного лица – происходит списание денежных средств. Либо просят заполнить анкету, где нужно оставить номер телефона, по которому потом связываются и уговаривают срочно вложить деньги, делая уклон на большую прибыль. Либо создают специальные чаты, под видимостью активности между частниками, давлением не дают вывести денежные средства и убеждают вложиться еще для получения еще большей выгоды.
объявления на сайтах: хотят приобрести продаваемый товар, на адрес электронной почты присылают ссылку якобы для проверки оплаты, принятия денежных средств, заявители вносят данные карты, списывают деньги; низкая цена, переводят предоплату.
звонок от сотрудника технического отдела «Госуслуг», поступили заявки на оформление кредита, свяжут с сотрудником банка (Центрального банка), нужно перевести денежные средства на безопасные счета), либо кто-то пытается взломать Госулуги и получить доступ к счетам и другим данным.
звонок от оператора сотовой связи: под предлогом сохранения тарифа на действующих условиях или подключения очень выгодного тарифа сообщают, что необходимо срочно подтвердить личные данные. При этом абоненту приходят сообщения с кодом доступа в личный кабинет оператора связи и на «Госуслуги». Если жертва сообщает им полученные коды, злоумышленники получают доступ к управлению абонентским номером телефона и данным пользователя на портале «Госуслуг». Далее, как правило, на пострадавших оформляются кредиты в банках.
подменные страницы в социальных сетях, фейковые аккаунты в интернет-мессенджерах, просьба перевести денежные средства (срочно нужна помощь и т.д.), либо подменные (фишинговые) сайты в сети Интернет.
Помощник прокурора Маловишерского района Н.А. Шутов